Авто Город

Нарушение и наказание

Обсуждаем инициативу президента о повышении безопасности дорог.

28 июля 2017 года президент страны провел очередное совещание с членами правительства, на котором прозвучало:

– Естественно, мы сейчас ещё два слова скажем, безусловно, по качеству дорог, это одна из ключевых проблем, но и с лихачами тоже нужно построже. В основном ДТП с тяжёлыми последствиями происходят на междугородных трассах, межрегиональных трассах, и причинами являются превышение скоростного режима и выезд на сторону встречного движения: вот две основные причины. Естественно, алкоголь ещё, алкогольное опьянение или наркотические опьянение. С этим нужно повнимательнее и построже, в рамках, разумеется, действующих правил, нормативной базы и законов, – Владимир Путин.

Логично? Логично!

Теперь посмотрим с другой стороны. За июнь 2017 года произошло 647 ДТП с участием автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющего автобусные перевозки. Рост к июню 2016 года составил 70%. В ДТП с участием общественного транспорта за июнь погибло 40 человек, из них девять – пассажиров.

Как же так? Наказание для водителей постоянно ужесточают, а количество ДТП растет? И количество ДТП растет с самыми, казалось бы, дисциплинированными водителями, которым доверены жизни пассажиров.

Давайте разберемся.

Представьте, что вы пришли с утра на работу, выполнили задание шефа подготовить какой-то там отчет для контролирующей организации и вдруг в отчете допустили орфографическую ошибку. Из контролирующей организации приходит вердикт: уволить! И не просто уволить, а так, чтобы ни одна другая контора на работу не взяла. Чтобы с треском, чтобы пух и перья полетели.

Вам будет комфортно на работе, если вы изначально при выборе своей профессии знаете, что следствием любой незначительной провинности может стать смена профессии? Что в любой момент вас могут выгнать, и ваши знания и опыт станут никому не нужны?

А у водителей-профессионалов именно так.

Например, поворот налево на перекрестке. Если задние колеса фуры или автобуса-гармошки слегка задели сплошную или двойную сплошную линию разметки, хоть до поворота, хоть при выходе из поворота, водителю грозит лишение права управления на срок от четырех до шести месяцев.

Четыре месяца лишения – это много? Если водителя-профессионала лишают прав менее чем на два месяца, то один месяц он может «закрыть» своим законным отпуском, второй – отпуском за свой счет. И по окончании срока лишения вновь сесть за баранку. Если лишение более чем на два месяца, то профессионал перестает быть профессионалом – приходится менять сферу деятельности.

В КоАП самым жестким наказанием считается административный арест до 15 суток. Увы, реальность далека от теории. Самым жестоким наказанием является лишение права управления на срок более двух месяцев. И достаточно много примеров, когда водители в суде просят назначить им арест вместо лишения.

Отсюда вывод: чем жестче наказания, тем больше случайных людей за баранкой автопоездов и автобусов, тем больше ДТП с ними.

Но все не так мрачно. Например, тот же выезд на полосу встречного движения. С подачи депутата Госдумы В.И. Лысакова в 2012 году альтернативно лишению права управления за данное правонарушение ввели штраф в 5 тыс. рублей. Оно и понятно, одно дело слегка зацепить задними колесами сплошную линию разметки при повороте налево, о чем говорилось выше, другое дело лететь по встречной полосе под знаком «Обгон запрещен» под 150 км/ч.

Или суммарная погрешность приборов при определении состояния опьянения – 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Ведь согласился В.В. Путин с предложением Вячеслава Ивановича, что погрешность приборов при измерении надо учитывать. И случайности при тестировании водителей теперь сведены к минимуму.

В наказании должен быть дифференцированный подход.

Например, самую опасную группу при управлении в состоянии опьянения составляют молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет с уровнем алкоголя в крови более 0,5 г/л. Риск погибнуть в ДТП у них в 900 раз выше, чем у водителей той же возрастной группы с содержанием алкоголя в крови менее 0,5 г/л. (Рунэ Эльвик, Аннэ Боргер Мюсен, Трулс Ваа. Справочник по безопасности дорожного движения/Пер. с норв. под редакцией проф. В.В. Сильянова. М.: МАДИ(ГТУ), 2001. 754 с.).

0,5 г/л – это примерно 0,24 мг/л алкоголя в выдыхаемом воздухе. Плюс погрешность – 0,16. Итого при показании приборов более 0,40 мг/л для водителей в возрасте до 24 лет включительно, необходимо самое строгое наказание.

Молодежь, если читаете эти строки, мотайте на ус. В вашем возрасте руль и алкоголь – это смертный приговор самим себе.

К чему весь разговор? Очень не хочется, чтобы слова президента, приведенные в первом абзаце, стали для чиновников и депутатов буквальным руководством к действию. Во всем нужен разумный подход, чтобы ужесточение наказания не вернулось увеличением количества ДТП.

Вместо эпилога.

«То есть, сомневаясь в предсказаниях святого или в его чудотворных способностях, мы его не оскорбляем?

Алексей Осипов: Да ни один святой не оскорбится, если человек пожелает выяснить достоверность всех обстоятельств, связанных с его пророчествами или чудесами», – Российская газета – Неделя №6863 (292).

От первого читателя:

– Хотя дифференцированные наказания не прокатят. Мне уже тоже приходили аналогичные мысли, например, о той же сплошной – слегка задел или преднамеренно выехал. Я вижу только один выход – менять культуру в целом. У нас сейчас нарушить – геройство, а должно быть позором.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

Фото: Юрий Панченко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем